Притча о верном и неверном рабе

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими,

Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Поместная церковь и Союз PDF E-mail

Поместная церковь и Союз. Исторический опыт ВСЕХ, ФСБ, ВСЕХБ.

 С самого начало возникновения евангельско-баптистское движение в Российской империи имело тенденцию к  созданию Союзов. Это было целесообразно с самых различных точек зрения, поэтому тяга к объединению была понятно. Вместе было проще выживать в условиях гонений, вместе было эффективнее заниматься миссионерской работой, издавать литературу и т. д.

Целью моего сообщения кратко рассмотреть структуры евангельско-баптистских Союзов работающих в советское время. Я не буду анализировать структуру Союза евангельских христиан-баптистов возглавляемого Деем Ивановичем Мазаевым. Революция 1917 года заставила братьев баптистов на ходу пересматривать и переделывать структуру  управления союзом, потому что авторитарная структура этого союза держащиеся на Правлении, председатели и благовестниках в новых условиях Гражданской войны оказалась неработоспособной.

Но начнём с Всесоюзного Совета евангельских христиан. Известно, что первая община евангельских  христиан была зарегистрирована в Петербурге в 1908 году, А первый Всероссийский съезд евангельских христиан прошёл в 1909 году и на этом съезде был образован Всероссийский Совет Евангельских христиан, который после 1923 года носил название Всесоюзного Совета Евангельских христиан в СССР. Сокращённо ВСЕХ.

Согласно уставу Всесоюзный Совет  - «исполнительный орган съездов общин евангельских христиан, которые являются в сущности свободными народными евангельским церквами». Целью деятельности ВСЕХ  являлось проводить в жизнь решения Всесоюзных съездов, которые касались тех видов деятельности, которая была не под силу отдельным общинам. Интересно, что названия общин, входивших во ВСЕХ могли быть разными, но вероучение должно было быть общее. Совет брал на себя обязательство устройство съездов, проведение бесед, лекций, организацию библейских курсов, издательская деятельность и.т.п.

         Все вопросы решались на съезде.  Съезд собирался ежегодно. Вопросы организационные и практические решались простым большинством голосов, вопросы догматические и духовные – двумя третями голосов съезда. В случае равенства голосов за и против, голосу председателя давался перевес.

         . Представительство было 1 делегат от 100 членов. На съезде могли присутствовать делегаты от отдельных  церквей, но  без право голоса, если таковых набиралось более 50, то они могли выставить от себя делегата для голосования. Первой задачей или обязанностью ВСЕХ было регистрация всех общин, которые пожелают быть зарегистрированными. Если какая либо община уклонялась от вероучения, то съезд назначал комиссию, которая исследовала дело, увещевала служителей и представляла доклад и заключение по данной церкви Всесоюзному съезду и съезд определял судьбу общины.  ВСЕХ выбирался на съезде представителями общин. Между съездами по мере надобности собирался пленум ВСЕХ. Исполнения всех постановлений съезда возлагался на Президиум ВСЕХ.

         Каждая община зарегистрированная во ВСЕХ сохраняла полную независимость, как от Всесоюзных  съездов и выбираемых им Советов, так и от отдельных общин в отношение своей внутренней жизни, то есть своего порядка, устройства, выбора пресвитеров, дьяконов и других должностных лиц. Только в исключительных случаях какая либо община могла обратится к съезду с просьбой разъяснения какого-либо трудного вопроса из практической жизни и съезд может рассмотреть его и дать своё заключение -  последнее может иметь значение только братского совета. В случае возникших недоразумений между двумя общинами или если часть какой-либо общины конфликтует с другой частью и стороны обратились к съезду, съезд не рассматривает сразу конфликт, а назначает комиссию представителей из трёх каких-либо других общин с целью исследовать дело. Комиссия готовит решение и докладывает съезду. Члены Президиума ВСЕХ не могли входить в такие комиссии. В межсъездовский период комиссии докладывали результаты работы ВСЕХ.

         Общины имели право каждый год собирать районные съезды. Всесоюзный Совет имел так называемые Краевые отделы, которые избирались на районных съездах и имели с общинами такие же взаимоотношения, как общины с ВСЕХ. На 10 съезде в 1926 году было представлено 52 отдела.

         Теперь о Союзе Баптистов. Первый свободный съезд баптистов 1917 году. Упразднил все ранее (до 1917) года районы (или региональные объединения) «как распыляющие средства Союза». Дей Иванович Мазаев настоял, на централизации деятельности Союза. Были упразднены функции старших пресвитеров , учреждённых съездом баптистов  в 1911 году. Было признано считать самостоятельными только Сибирский, Дальневосточный и Туркестанский отделы. Поскольку очень далеко они были от центра. В 1918 году началась Гражданская война и деятельность Союза была парализована. Ситуация в стране менялась молниеносно, а Правление Союза ЕХБ не могло собраться на заседание, так как жили в разных частях страны. Мазаев из-за личных потрясений вообще не мог исполнять обязанности председателя Союза. В 1919 году два члена правления, которые находились в Москве, так сказать на Советской территории Павлов и Тимошенко на свой страх и риск, понимая, что попадут под резкую критику Председателя организовали Временное Правление Союза ЕХБ. И Это правление оказалось способным решить задачи координации деятельности Союза  в столь тяжких условиях. В 1920 году правлению удалось собрать съезд в Москве и этот съезд решил вернуться к районной системе построения союза, но стараться не дробить крупные районы на более мелкие. Образование новых районов было решено контролировать Союзом. Правление Союза решено было сделать компактным в него вошли три члена и пять кандидатов, а вот в Совет Союза должны были войти представители от каждого района. Получилось 20 человек. Чтобы не повторять печальный опыт и избежать единоначалия, решено было сделать управления Союзом Коллегиальным.

Это решение съезда долго не признавали, и через год на съезде 1921 года, где было много членов правления 1917 года была жаркая дискуссия и даже угроза раскола и съезд 1920 года был принят. Самая большая проблема в тот момент была – кто управляет церковью пресвитер или церковный Совет, Мазаев настаивал на том, что управляет пресвитер, но было принято решение о том, что все решения пресвитера должны одобряться церковным Советом.

В 1926 году на 26 съезде баптистов, Союз вернулся или перешёл к федеративной системе правления. Союз рос, территория страны была огромной и централизованно управлять было уже невозможно. Решено было назвать Союз «Федеративный Союз Баптистов СССР» ФСБ СССР. В ФСБ вошли восемь поместных Союзов. Управление ФСБ осуществлялось Всесоюзным съездом – высшим органом, решающим все вопросы. Решения съезда обязательны для всех Союзов и общин входящих в ФСБ. Съезд собирался раз в три года. Федеративный Совет наблюдал за исполнением решений съезда и направлял деятельность ФСБ в межсъездовский период. Заседает он раз в год иногда чаще по необходимости, Каждый член Совета – уполномоченный представитель ФСБ на местах с соответствующим полномочаями.

Правление ФСБ является исполнительным органом федерации и состоит из трёх человек - председателя, двух заместителей (секретаря и казначея) и двух кандидатов, которые вступаю в должность автоматически в случае выбытия кого-либо из членов Правления. Церкви были автономны и всё решалось на местных съездах.

         ВСЕХБ было образовано в октябре 1944 года в результате слияния евангельских христиан и баптистов. Согласно положению навязанному властями ВСЕХБ или Совет союза получил статус руководящего органа Союза, а не исполнительного как было раньше. Положением не предусматривалось проведение съездов. Таким образом ВСЕХБ был фактически не переизбираем, ротация осуществлялась только в случае смерти кого, либо из членов. Кроме того, была введена система старших пресвитеров. Старший пресвитер не избирался, а назначался ВСЕХБ и был подотчётен ВСЕХБ. Старший пресвитер действовал согласно положению без согласования с поместными церквями. И вся ответственность перед властями и ВСЕХБ ложилась на него. Таким образом определилась централизованная система руководства Союзом. ВСЕХБ управляла старшими  пресвитерами, а те в свою очередь поместной церковью. Позже старшие пресвитеры вмешивались во внутренние дела церкви и это привело к печальным последствиям. Сложилась иерархическая система управления Союзом.

         На съезде 1963 года, был сделан шаг к возврату, хотя бы номинально к баптисткой системе управления Союзом. Согласно новому Уставу. Всесоюзный Съезд созываемый раз в три года был провозглашен руководящим органом братства. ВСЕХБ назывался исполнительным органом. Кандидатура старшего пресвитера выдвигалась ВСЕХБ, но должна была быть одобрена поместными объединениями, куда назначался старший пресвитер.

На съезде 1966 года были учреждены областные или краевые пресвитерские советы  при старших пресвитерах, которые должны были расширить полномочия поместных церквей. Надо заметить, что хотя с 1963 года согласно уставу высшим органом Союза являлся съезд А.В. Кареев в своём заявлении заявил, что высшим органом Союза евангельских христиан-баптистов является Всесоюзный Совет»  (ВСЕХБ) такая двоякость получилась. Хотя в обновленном Уставе принятом на съезде 1966 года высшим органом Союза провозглашался съезд. А.В. Кареев на этом съезде предложил расширить состав ВСЕХ, но всё равно сохранялась иерархия, по крайне мере так было на практике.

Таким образом к 1988 году сложилась следующая структура  Союза. Высший орган Союза ЕХБ – Всесоюзный съезд представителей церквей, Руководящий орган Союза – Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов. ВСЕХБ избирал из своей среды президиум ВСЕХБ в составе 13 человек и четырёх кандидатов в члены Президиума. Президиум ВСЕХБ практически осуществлял всю работу между съездами и отчитывался перед пленумом ВСЕХБ который собирался по мере надобности, но не реже одного раза в год. Для осуществление работы в регионах избирался старший пресвитер и пресвитерский совет.

 
Другие материалы