Притча о неотступном друге
5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
История журнала "Христианин" PDF E-mail

История журнала «Христианин»

 

В России шёл 1905 год. Год первой русской революции. Это был очень интересный период, очень непростой, неоднозначный, насыщенный событиями. Россия проиграла войну с Японией. Это война показала, что государственная машина России полностью прогнила и если не будет перемен – власть рухнет. Российское общество требовало элементарных  гражданских свобод – свободу слова, свободу печати, свободу собраний, свободу вероисповеданий.  Россия была охвачена волнениями, брожением умов. По всей огромной России от Балтийского моря до Тихого океана проходили стачки и забастовки рабочих, крестьянские восстания. Император Николай II издал несколько манифестов и указов смягчающих внутреннюю обстановку  в стране. Однако эти указы не привели к ощутимым изменениям. Особенно они не привели к ощутимым изменениям в деле веры. Русские баптисты постоянно в этот период активно ходатайствовали перед Царём и правительством о внесении изменений в законы о веротерпимости. Например, такую записку подал Иван Степанович Проханов 8 января 1905  года в Министерство Внутренних Дел. Кабинет Министров в этот период вёл интенсивную подготовку новых изменений в законодательстве. В результате 17 апреля 1905 года был обнародован именной указ Императора Николая II «Об укреплении начал  веротерпимости». Евангельская христианка, неутомимая труженица на ниве Божьей, баронесса В.И. Ясневич-Борданевкая в совей статье «Борьба за веру» вспоминала об этом: «Впечатление было ошеломляющее это был праздник из праздников. Все, хотя временно, стали братьями, и единодушно, забыв распри, ликовали, поздравляли друг друга: сколько было надежд и мечтаний о новой жизни во Христе».  Спустя полгода 17 октября 1905 года был издан манифест «О дарований населению незыблемых основ гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Через год 17 октября 1906 года вышел ещё один именной указ. Эти документы дали возможность евангельским верующим отрыто собираться, регистрировать общины, браки, смерти, проводить евангелизации. Были конечно ряд ограничений и притеснений, но они, по сравнению с теми репрессиями, которые проводились в России по отношению  к верующим  в конце XIX  столетия, казались незначительными недоразумениями. Тут же братья решили, что пришла пора приступить к легальному  выпуску периодических евангельских изданий.

         Нельзя сказать, что это было что-то новое для русских евангельских христиан. В 1875 году Мария Григорьевна Пейкер,   со своей дочерью Александрой Ивановной начали издавать религиозно-нравственный журнал «Русский Рабочий». Мария Григорьевна, будучи солисткой Императорского оперного театра  уверовала в Господа через проповедь великого евангелиста Муди будучи  за границей.  Вернувшись в Петербург она присоединившееся к евангельскому движению, которое началось с проповедей лорда Редстока. Потом лидером этого движения стал полковник Василий Александрович Пашков. Журнал «Русский Рабочий» издавался в течении 11 лет – с 1875 по 1885 год включительно. В основном журнал помещал на своих страницах переводные  статьи.

         В 1889 году студент Петербургского технологического института баптист Иван  Степанович Проханов вместе братским менонитом Г. И. Фастом начал выпуск нелегального журнала «Беседа». Стачала журнал печатался на гектографе, затем литографическим способом. Формат журнала был небольшим (приблизительно современный А5) и очень удобным, так как основные журналы того времени издавались большими форматами. К слову сказать, формат журнала «Русский рабочий» был больше современной газеты «Протестант». Через год Русский союз баптистов признал этот журнал своим печатным органом. Финансировал издание председатель союза русских баптистов, знаменитый овцевод Дей Иванович Мазаев. Корреспондентами журналы были самые выдающиеся служители тех лет. До 1893 года журнал издавался на Кавказе, затем недолго в Петербурге, откуда, из-за репрессий издание пришлось перенести заграницу, где журнал издавался до 1898 года.

         Таким образом, как только появилась возможность Иван Степанович Проханов начал ходатайствовать (в соответствии с указом от 17 сентября 1905 года)  о выпуске ежемесячного евангельского журнала. Журнал решено было назвать «Христианин». В ноябре 1905 года был выпущен пробный номер литографическим способом. Номер был разослан по всем известным в России адресам, где жили и собирались верующие. В этом номере была опубликована статья Ивана Степановича Проханова «Назревающие вопросы евангельской церкви в России». Проханов писал, что пришла пора серьёзно заниматься духовным и умственным просвещением и образованием всех верующих, а особенно детей верующих родителей. С января 1906 года журнал начал регулярно, ежемесячно издаваться типографским способом.

         Журнал издавался такого же небольшого формата, как и «Беседа» это было удобно для читателя. «Для всех ищущих истину и любящих Господа» - гласил подзаголовок журнала.  С самого начал журнал задумался не узко конфессиональный, а обще евангельский – для тех кто всерьёз ищет  Христа и идёт за Ним. Хотя на  обложке журнала значилось, что он орган Русского евангельского союза. Иван Степанович в эту пору как раз активно занимался созданием такого союза, но как известно не состоялся в задуманном виде. На обложке журнала были помещён девиз, который состоял из трёх фраз: «Мы проповедуем Христа Распятого» (1Кор.1:23); «В главном единство, во второстепенном свобода, а во всём любовь» (Блаженный Августин); «Подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (Флп.1:27). Весь дореволюционный период журнал был полностью посвящён внутренней духовной жизни христианина. На его страницах писали  Проханов, Иван Вениаминович Каргель, и другие братья. Печатались переводные статьи Сперджена, Муди, Мюллера. В начале журнал помещали гимн с нотами, а в конце специальный раздел помещал материалы для детей. В самом журнале в дореволюционный период не рассматривались никакие деловые вопросы, отчёты, не было репортажей, не помещались документы. Для этого специально, отдельной тетрадкой не сшитой с основным номером издавалось приложение под названием «Братский Листок». На его страницах рассказывалось о деятельности таких видных деятелях русского баптизма , как В.Г. Павлов, В.В.Иванов, М.Д. Тимошенко, П.Я.Дацко, В.А.Фетлера и многих других. Здесь рассказывалось о миссионерском служении, помещались сведения о деятельности юношеских кружков, печатались официальные документы Союза евангельских христиан. Так в 1910 году в Братском листке было напечатано Вероучение евангельских христиан, написанное И.С. Прохановым и принятого съездом Евангельских христиан. К журналу выходило ещё два приложения: «Молодой Виноградник» - для юношей и «Детский друг» - для детей.

         В 1910 году Иван Степанович Проханов начинает издавать газету «Утренняя Звезда» Эта газета была призвана освящать вопросы внешней практической повседневной жизни христианина. Также на её страницах освещались вопросы государственной и общественной жизни России  и всего мира. Она была задумана с совершенно другой целью, чем журнал Христианин. Проханов избрал девизом газеты слова пророка Исаии «Приближается утро, но ещё ночь». Иван Степанович мечтал о духовном пробуждении во всех сферах жизни России. Газета должна была всеми силами стимулировать это пробуждения, консолидируя вокруг себя все здоровые евангельские силы. Журнал «Христианин» становится приложением к этой газете. Фактически он оставался этим приложением до 1922 года, последнего года издания «Утренней Звезды».

         В 1914 году началась война Первая Мировая война. Ещё до начала войны начали возобновляться репрессии против евангельских христиан баптистов. Не смотря на то, что евангельские христиане проявляли максимальный патриотизм и лояльность правительству православные борцы с сектантами обвиняли  их в пособничестве немцам. С 1915 году журнал Христианин в месте со всеми приложениями был закрыт правительством. Газета «Утренняя Звезда» выходила регулярно.

         1917 год резко поменял ситуацию   в стране. Временное Правительство хоть и дело некоторою свободу вероисповеданий, но не решалось закрепить её законодательно. Баптисты и евангельские христиане выступают с политическими требованиями, среди которых была м свобода печати.  В октябре 1917 года большевики во главе с В.И Лениным берут власть в России. 23 января 1918 года выходит декрет «Об отделении церкви от государства». Советская власть в тот момент этим декретом удовлетворило практически все (кроме одного) политические  требования русских евангельских христиан и баптистов. Однако в связи с гражданской войной и экономической ситуацией издавать журнал  было нереально. Иногда удавалось напечатать «Утреннюю Звезду» и весной 1920 года вышло два номера журнала «Братский Союз». Только в 1924 году удалось возобновить издание «Христианина». В 1925-1926 годах издавался и «Братский листок». Журнал издавался тиражом 15 000 – огромный тираж для экономического положения в стране того времени. Журнал несколько изменил своё лицо. Это уже не был чисто духовный журнал.  Наряду с духовными статьями, стихами, гимнами. Много место  уделялось  деятельности Ивана Степановича Проханова. Совместно с И.С. Прохановым журнал редактировал Яков Иванович Жидков, будущий председатель ВСЕХБ. Журнал избегал освящения политических и общественных тем жизни СССР, а был сосредоточен на  внутренней жизни Всесоюзного Совета Евангельских Христиан (ВСЕХ) из общехристианского он стал журналом одного союза. Но журнал сохранил свой миссионерский дух и направленность к консолидации поместных церквей. Вместе с тем значительная часть журнала была посвящена по прежнему внутренней духовной жизни человека.

         Весной 1929 года Советская власть пошла в наступление на все религиозные общества в стране. 8 апреля 1929 года ВЦИК РСФСР издаёт знаменитое постановление «О религиозных объединениях», а 18 мая этого же года Всероссийский Съезд Советов вносит изменения в 4 статью Конституции СССР. Теперь в СССР была только свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды. Иными словами, граждане могли верить в Бога, но не имели права никому об этом говорить, а государство имело право и должно было всем объяснять, что Бога не существует и  воспитывать тех, кто думает иначе. В 1928 году «Христианин» прекратил выходить в свет.

         Не смотря на это подшивки журнала Христианин, бережно хранящиеся в семьях и передающиеся от родителей к детям, от верующего к верующему воспитали несколько поколений детей Божьих. Их аккуратно переплетали, подклеивали ветхие странички, чтобы сегодня мы могли, читая, мысленно присоединится к тем, кто прошёл за Христом перед ними. Вчитываясь в старые журналы мы с удивлением видим, что сто лет назад христиан волновали практически те же духовные проблему, которые волнуют нас сейчас. Поэтому нам  имеет смысл возродит «Христиании», чтобы воспитать новое поколения евангельских христиан способных на великие свершения во имя Господа для нашей России.

 
Другие материалы