Притча о злых и праведных
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Лукавые цифры PDF E-mail

 

Лукавые цифры.

         Исследуя статистические данные послевоенных лет, я обратил внимание на некоторые несоответствия. Скромные цифры  количества крещенных не соответствовали данным об общем количестве членов церквей братства ЕХБ.   Обратимся к «Братскому Вестнику» тех лет: «За прошлый 1946 год, по сведениям, полученным от поместных церквей, почти во всех церквах, прошли многочисленные водные крещения, в результате чего много уверовавших душ присоединилось к стаду Божию. Мы приветствует всех этих новых членов наших объединенных церквей и желаем им благоуспешно процветать и развиваться в саду Божием - в церкви Господа нашего Иисуса Христа.» Я. И. ЖИДКОВ «Наш Отчёт» «БВ» 1,1947 стр. 13

Вальтер Завадский пишет в своей книги: «В 1954 году по статистическим данным ВСЕХБ отмечается значительный всплеск активности. По утверждению Якова Жидкова, только в этом году приняло крещение 12000 человек. Теперь ВСЕХБ насчитывал 5400 приходов, которые посещало 512000 человек. Это подтверждает и официальная статистика. Правда в отчётах с мест приводятся более скромные цифры, но даже они позволяют отметить активизацию церковной жизни.» Вальтер Заватски «Евангелическое движение в СССР» стр.73

Он ссылается на текст передачи московского радио. «БВ» 3-4, 1954 стр. 91, «Количество баптистов в Советском Союзе выросло за время советской власти до 500 тысяч крещеных членов. Баптисты в СССР имеют 5.400 церквей, в которых совершенно свободно проповедуется Евангелие и преподаётся баптистское вероучение. Баптисты издают свой печатный орган под названием "Братский вестник", устраивают конференции, посылают свои делегации заграницу, принимают своих зарубежных братьев по вере, свободно переписываются со всеми странами мира, выступают по радио, и пользуются в своей деятельности полной религиозной свободой.»   ОТВЕТ РАДИОСЛУШАТЕЛЮ ИЗ БРАЗИЛИИ НА ЗАПРОС О ПОЛОЖЕНИИ РЕЛИГИИ В СССР, О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ ДЛЯ БАПТИСТОВ И О РАБОТЕ БАПТИСТОВ ЛАТВИИ «БВ» 2, 1954, стр. 61-62

Ещё одна цитата из «Братского Вестника»: «Я. И. Жидков приветствовал гостей от имени многонационального братства евангельских христиан-баптистов, состоящего из русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин, армян и других народов СССР. Союз евангельских христиан-баптистов состоит из трех в прошлом отдельных религиозных течений - евангельских христиан, баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников), а в 1944/45 годах они объединились в одно братство и составляют теперь единую семью верующих - евангельских христиан-баптистов. Наше братство в СССР простирается от Крайнего Севера до Юга (Мурманск, Архангельск, Ереван, Сталинабад) от Дальнего Востока (остров Сахалин) до Молдавии, Закарпатской Украины и Прибалтики на Западе, и мы имеем до 5400 общин, из которых .каждая не меньше 20 членов, и 512 тысяч верующих, крещенных по вере. А если взять членов семей верующих и других близких к нашему братству людей, то общее количество таковых можно определить цифрой в 3 миллиона человек, и все эти люди, конечно, являются преданными и верными гражданами своей страны СССР и вместе со всем советским народом строящими жизнь на справедливых социальных началах и стоящими на страже защиты мира между народами и странами. Мы постоянно молимся о мире и всеми силами стараемся содействовать делу мира.» «БВ» 3-4 , 1954 стр. 91

Ещё цитата:  «В настоящее время мы считаем, что в нашем объединенном братстве имеется 530 тысяч, принятых через водное крещение.» говорит А.В. Карев из сообщение посвященному 90 летию ЕХБ в России. «БВ» 1, 1958 год

Если смотреть на сегодняшнее положение дел, то эти цифры впечатляют ошеломляют. За каких-то 15 лет удалось восстановить братство  раздавленное атеистическим репрессивным катком 30-х годов причём при том же самом режиме. Как это удалось? Какими методами действовали братья? Как случилось такое пробуждение в России?  Долгое время я верил, что так оно и было, и считал, что именно эти данные подтолкнули власти всерьёз заняться атеистической работой, которая привела к разделению 60-х.

Откуда же взялось эти цифры? Этот вопрос не давал мне покоя и, работая в архиве Российского Союза ЕХБ я с особой тщательностью отбирал любые документы касающиеся статистики. Сравнивая отчёты с мест и цифрами в приведённых выше цитатах я, как и Вальтер Заватски, не мог понять как их соотнести. Пока в одной из папок содержащей переписку ВСЕХБ и Совет по Делам Религиозных культов я нашёл документы, которые расставили всё по местам. Первое письмо Президиума ВСЕХБ в СРК датированное 9 апреля 1958 года.     Президиум ВСЕХБ сообщает СРК, что в Берлине во время конгресса Европейской Баптистской Федерации в июле 1958 года, будет организована выставка, и для этой выставке готовится большая карта Европы, на которой будут отмечены все баптистские общины Европы, в том числе и баптисты СССР, призываются прислать точные списки всех городов и деревень, где имеются баптистские общины. Президиум ВСЕХБ спрашивает СРК, о том, как реагировать на данное письмо. Здесь же предлагается два пути. Первый послать список городских и деревенских общин, указав только город, или деревню, причём находящихся только в европейской части СССР, поскольку на выставке будет висеть только карта Европы. Либо, второй: вообще ничего не посылать, но тогда надо будет чем-то объяснить причину отсутствия н карте общин самого большого баптистского союза Европы, чтобы 6000 делегатов Конгресса не объясняли по своему причину пустого пространства на карте, занимаемого Советским Союзом. ВСЕХБ предлагает ещё третий путь: вообще не посылать списка общин ВСЕХБ и оправдаться тем, что ВСЕХБ не получал никакого письма с просьбой о присылке такого списка, и потому не выслал его. Четвёртый путь: послать список не всех,  только некоторых общин – более центральных. Но тогда, пишут Жидков и Карев, редкие точки на карте СССР могут дать повод всему Конгрессу думать – не ликвидировала ли Советская власть все менее крупные и особенно деревенские общины, иначе они были бы на карте. Далее Президиум ВСЕХБ просит у СРК указания о том,  как поступить в этом сложном и щекотливом вопросе. Очень странное письмо. Особенно на фоне всех цитат, которые приводятся в начале. Почему Карев и Жидков ищут пути решения      такого простого вопроса? Ведь до этого в своих выступлениях они с гордостью называли цифры которые говорили о том, что ВСЕХБ самое большое баптистское братство в Европе.

2 июля 1958 год ВСЕХБ посылает в СРК ещё одно письмо по этому вопросу. ФРГ торопило с присылкой списка общин ВСЕХБ. Решено было, что в ФРГ на Конгресс будут посланы только цифры, причём цифру общего количества общин, то есть 5400 предложено разделить  на две группы: 3638 общин в европейской части СССР и 1762 общины в азиатской части СССР.

Эти цифры до сих пор ходят по разным справочникам. Что же происходило на самом деле? 1 июня 1959 года, то есть через год после приведённой нами переписки в СРК была направлена справка озаглавленная «Количественный состав общин и членов ЕХБ по СССР за 1959 год» В ней говорится, что на 1 января 1958 года в ВСЕХБ было 2111 общины с общим количеством членов 196550, в том числе ХВЕ 23292. На 1 января 1959 года в ВСЕХБ было 2093 общины с общим количеством  членов 202006 в том числе 24950, закрыто было 21 община, из них 15 общин по Украине.

1 августа 1959 года в СРК были направлены статистические сведения по ВСЕХБ на 1 января 1959 год. Эта справка делится на два раздела. Первый раздел озаглавлен: «Реальные цифры» в нём сказано, что в СССР зарегистрированных общин 2093, а незарегистрированных 1000 (скорее всего это цифра весьма приблизительна). Членов незарегистрированных общин 202 006, а незарегистрированных 10000 (тоже весьма    сомнительная цифра). Мужчин-20%. Женщин – 80%. В том числе молодёжи до 30 лет – 20%. Членов в городах – 45%, в сёлах – 55%. Социальный состав верующих: рабочих – 20%, крестьян – 30%, служащих – 15%, домохозяек – 30%, пенсионеров – 5%. Старших пресвитеров – 50. Помощников старших пресвитеров – 11. Второй раздел озаглавлен: «Цифры для заграницы». В нём сказано, что общин в СССР – 5450, членов  - 540000 (крещёных). С членами баптистских семейств и посетителями собраний – до 3 миллионов. Мы видим происхождения данных с которых начинался доклад.

Теперь интересно посмотреть реальное распределение общин или как мы сейчас говорим поместных церквей по территории СССР. Нам поможет документ под названием «Список молитвенных домов общин ЕХБ по СССР на 1 декабря 1959 года» Он направлен в СРК 17 декабря 1959 года. Уникальность этого документа в том, что он отражает географию братства СССР непосредственно перед декабрьским пленумом ВСЕХБ принявшим Новое положение о ВСЕХБ и Инструктивное письмо старшим пресвитерам. Мы не будем приводить все многочисленные цифры этого документа, возьмём только количество общин по республикам. По РСФСР – 281 община, по УССР – 1280 общин, по БССР – 174 общины,  по Прибалтике – 177 общин, по Закавказью – 17 общин, по Молдавской ССР – 75, по Средней Азии – 33. Всего по СССР 2037 общин. Из них 439  имеют Дом молитвы полученный от Горсовета как культовое здание, 55 домов оформлены нотариусом на имя общины, 47 домов оформлены на членов общины. Все остальные  общины арендуют дома, причём 1480 у частных лиц.

Вот такая картина, особенно если смотреть цифры по России, то понятно почему президиум ВСЕХБ не хотел, чтобы редкие точки на карте были видны Европейскому конгрессу. Учитывая то, что кроме ВСЕХБ данные об общинах на местах пересылались в СРК уполномоченным президиуму ВСЕХБ не имела смысл завышать или занижать перед СРК количества общин, поэтому мы можем предположить, что здесь речь идёт о более или менее реальных цифрах.

Как можно интерпретировать эти данные. Удручают они нас или нет. Что происходило с братством в послевоенное десятилетие. Росло оно или уменьшалось? Занимаясь проектом по «Устной истории» я слышал многочисленные  свидетельства о необыкновенном духовном пробуждении в 40-50-х годах. Но анализ цифр говорят о довольно скромных успехах. Конечно успехи роста церквей предмет довольно субъективный, надо учитывать исторический и культурный контекст, эпоху сталинизма, хрущёвскую оттепель, которая характеризовалась  размахом атеистической пропаганды. Был ли послевоенный рост? Ответить на этот вопрос нам поможет ещё одни документ. 30 октября 1958 года А.В. Карев направляет в СРК сведения о количестве общин ЕХБ и Количестве членов в них на 1 января 1948 года и 1 января 1958 года. Мы помним, что 1947 году была прекращена регистрация общин. Карев отмечает уменьшение за 10 лет количества общин те, что происходило укрупнение общин, особенно на Украине, а так же снятием с регистрации ряда общин. Всего на 1 января 1948 года в ВСЕХБ состояло 2766 общин с общим количеством членов 183734, в том числе ХВЕ 20953. А на 1 января 1958 года в ВСЕХБ было 2111 общин с общим количеством членов 196550, в том числе ХВЕ 23292. То есть действительно уменьшение количество поместных церквей. Давайте посмотрим, что происходило по некоторым республикам.

РСФСР: на 1 января 1948 года – 461 община и 41 864 члена, в том числе ХВЕ 575; на 1 января 1958 года 296 общин и 44 857 членов, в т. ч ХВЕ 639.

Украинская ССР: на 1 января 1948 года – 1698 общин и 96058члена, в том числе ХВЕ 15309; на 1 января 1958 года 1345 общин и 102506 членов, в т. ч ХВЕ 17019.

Белорусская ССР: на 1 января 1948 года – 246 общин и 13 577 члена, в том числе ХВЕ 4426; на 1 января 1958 года 176 общин и 14481 членов, в т. ч ХВЕ 4918

Молдавская ССР: на 1 января 1948 года – 85 общин и 5 584 члена, в том числе ХВЕ 365; на 1 января 1958 года 176 общин и 5970 членов, в т. ч ХВЕ 406.

Узбекская ССР: на 1 января 1948 года – 9 общин и 2371 члена, в том числе ХВЕ 72; на 1 января 1958 года 7 общин и 261 членов, в т. ч ХВЕ 80.

Армянская ССР: на 1 января 1948 года – 4 общины и 256 члена; на 1 января 1958 года 1 община и 260 членов.

То есть тенденции понятны. Власти стремились максимально уменьшить количество поместных церквей. С 1944 по 1947 год, пока можно было регистрировать поместные церкви действительно был некоторый рост, общины выходили из подполья, происходили обращения, люди, усталые от тягот и горя войны шли слушать Слово Божие.

20 января 1947 года Я.И.Жидков и П.И. Малин ответили на вопросы корреспондента американского агентства «Релиджиос ньос серкис» Никитиной Людмилы Николаевны. Н вопрос об общем числе общин и членов ВСЕХБ  они ответили, что в ВСЕХБ входят 300 тысяч членов, а влияние оказывается на 1,5- 2 миллион человек с семьями. На вопрос о процентном составе баптистов, евангельских христиан и адвентистов был дан ответ: баптисты и евангельские христиане равны по количеству, Адвентистов значительно меньше. Общее количество баптистских церквей около 3000. Преимущественные районы СССР, где больше баптистов – УССР, Кавказ, Средняя Азия, Поволжье, Прибалтика, БССР, Молдавия.  

Есть некоторые неполные данные о количестве крещённых в 1946 году. Естественно крещения принимали и в не регистрированных общинах и тайно поэтому мы не можем получить достоверные данные, но о некоторой динамики мы судить можем. Согласно этим сведениям всего в 1946 году в общинах ВСЕХБ приняло крещение 1490 человек. Больше всего крещений было совершено в Курской области – 400 человек. На втором месте стоит Москва и Московская область – 200 человек, Затем идёт Сумская область – 180 человек. Затем сгруппированы вместе Пензенская область, город Куйбышев и Мордовская АССР – 151 человек. Тернопольская область -140 человек, Запорожская область 136 человек, Каменец –Подольская область УССР – 90 человек, Винницкая область – 71 человек. Больше всего общин было Курской области – 128, затем Сумская – 111, Тернопольская – 91, Запорожская – 77. По многим областям точное количество общин отсутствует. По общему количеству членов лидирует Каменец-Подольская область УССР – 5807 человек, затем Сумская  область УССР – 5262, Харьковская область УССР – 5050 человек. Если брать Россию, то есть данные по Орловской области: 10 крещённых, 31 община с общим количеством членов  1235 человек. По Курской области нет данных общего количества членов церкви. 

На сегодняшний день сложно дать объективно количественную оценку Союзу Евангельских Христиан и Союзу Баптистов СССР в довоенный период. Цифры очень противоречивы. В данный момент делается попытка описать и оценить  историю евангелизации в СССР в 20-х годах. Может быть удастся найти ответ и на этот вопрос.

Какие выводы мы можем сделать из всех этих цифр. Некоторые, смотря на цифры по России, говорят, что лучше бы мы этих цифр не видели, приятно думать, то вот наши отцы сумели создать большое братство в России и нам нужно немного поработать, то-то подправить и мы восстановим потери. Мы должны честно смотреть на факты.

  Если смотреть с позиции сегодняшнего дня, то мы можем уверенно сказать, что братство наше растёт. На Украине стремительно, в России очень постепенно. Мы так же можем констатировать, что братство ЕХБ в России не оправилось после разгрома 30-х годов. Почему не оправилось? На этот вопрос ещё предстоит найти ответ.

 

 
Другие материалы