Притча о многих званых, но малых избранных
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Учение о Боге PDF E-mail
УЧЕНИЕ О БОГЕ Существование Бога не доказывается, а является само собой разумеющимся. Священное Писание раскрывает образ Бога, Его всемогущество, Его святость, Его любовь. Сила и мудрость Бога явлены в Его творении (Римл. 1, 19-20). Природа показывает величие Бога; Библия открывает Его святую волю по отношению к человеку. Истинная вера не нуждается в доказательствах существования Бога. Дух Божий свидетельствует духу верующего, что он дитя Божие (Римл. 8, 16). Однако, опираясь на знания и опыт веры, приведем несколько общепринятых доводов в защиту существования Бога. С древних времен все народы имели веру в Высшее существо, перед которым человек чувствовал моральную ответственность. Вера в Высшее существо должна иметь определенную причину. Этой причиной является Бог. В этом ценность и значение данного довода. Затем, все окружающие нас предметы имеют свое назначение и своего мастера. Картина, выражающая определенную композицию и мысль, создана художником. Машины, без которых немыслима жизнь в наше время, созданы людьми. Человек, взирая на окружающий мир, на мириады звезд на ночном небосводе, на солнце, которое, не оскудевая, дарит жизнь нашей планете, на красоту земли и все, что наполняет ее,- невольно задает вопрос: откуда все произошло и кто создал это? Наука занимается изучением окружающего мира; она постигает тайны макромира, то есть космоса, вселенной; и микромира, то есть не видимого невооруженным глазом мира - строения атома и т. д. Чем( больше радиус круга знаний, тем больше увеличивается область соприкосновения с неизвестным. Удивительный, прекрасный мир, в котором мы живем, не мог возникнуть без причины, сам по себе. Он создан Высшим разумом, Который вложил в него Свои законы и направил его по определенному пути. Вселенная не возникла сама по себе. Она была создана Богом. Бог хранит Свое творение, "держа всё словом силы Своей" (Евр. 1, 3); "Всё Им стоит" (Кол. 1, 15). Законы природы убеждают нас верить в Бога, Который управляет вселенной. Неверие в этот факт противоречит логике. Не слепая случайность, а Бог создал мир и управляет им. И человек своим существованием обязан Богу. Творцом человека могло быть только Высшее разумное существо. Величественный дворец обязан своей красотой архитектору, потратившему много сил и труда для выбора лучших форм и пропорций будущего здания. То же относится к окружающему нас миру, в том числе и к человеку. Далее, разум и нравственность - неотъемлемые качества человека. Человеку дана способность различать добро и зло. Он имеет совесть, которая одобряет или осуждает его поступки. Поиск души человека направлен к обретению контакта, связи с Высшим разумным существом. И только Высший источник добра, любви, мудрости и святости может удовлетворить запрос человека. Это тяготение и запрос души человека также красноречиво говорят о Божием бытии. Наконец, большая часть наших знаний покоится на вере и опыте других; это относится также к религиозным знаниям. Библия является богатейшим источником, свидетельствующим о Боге и вере людей в Бога. Она говорит нам о том, как найти Бога, и, следуя ее указаниям, мы действительно находим Его. Библия есть Божие послание к человеку для удовлетворения всех потребностей его духовной жизни. Библия учит нас, как войти в небеса! Дальнейшие рассуждения о Боге будут основываться в основном на Священном Писании. Сущность Бога В беседе с самарянкой Христос сказал: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Он не ограничен ни местом, ни временем (Деян. Ап. 7, 48; 17, 25; 3 Цар. 8, 27). Другие места Священного Писания дополняют определение Бога как Духа. "Дух не имеет плоти и костей" (Ев. Лук. 24, 39), то есть Ему не свойственны человеческие ограничения. Апостол Павел пишет, что "Бог нетленный, невидимый, единый" (1 Тим. 1, 17). Бог не имеет материальной или телесной природы. Наши глаза способны видеть только материальный мир. Бог не материален и, следовательно, невидим. Бога никто и никогда не видел. Любое Его изображение было бы только фантазией. Тем более нельзя представлять Его в образе человека. Он вездесущий Дух. Мы познаем Его не через органы чувств, но душой, с помощью Духа Святого (1 Кор. 2, 6-16). Но возникает вопрос, как понимать слова, что человек создан "по образу Божию" (Быт. 1, 27)? Образ Божий в человеке проявляется в духовном уподоблении Богу (1 Кор. 3, 10). Как понимать выражения Библии, приписывающие Богу свойства человека, как, например, Бог видит, слышит, ходит; или Он простирает руки, имеет дыхание? Такие обороты речи следует понимать просто как человеческие выражения, используемые для уяснения невидимого и непостижимого Бога. Но, возразят, в некоторых местах Писания, например Исход 24, 10; 33, 18-23, указано, что мужи Божий видели Бога. Как данные выражения увязать со стихами: "Бога никто не видел" (Ев. Иоан. 1, 18) и "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33, 20)? Ответы могут быть следующие: 1) Дух может проявляться в видимом образе: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя" (Ев. Иоан. 1, 32). Невидимый Бог являлся в видимом образе (Суд. 6, 16, 34). 2) Ангелы Божий отождествляются с Самим Иеговой. Сравним: Быт. 16, 7; Быт. 18, 17. Конечно, все контакты человека с Богом в видимом образе, которые имели место в Ветхом Завете, не отражали Его полного естества, как Он есть. Только Иисус Христос в полноте явил невидимого Бога, ибо Он есть истинный воплощенный Бог. Познавая Христа - мы познаем Бога, любя Христа - мы любим Бога. Бог обладает свойствами Личности, то есть Он сожалеет (Быт. 6, 6); гневается (3 Цар. 11, 9); ревнует (Втор. 6, 15); любит (Откр. 3, 19); ненавидит (Пр. 6, 16). Забота Бога о Своем творении проявляется и в малом: птицы, цветы, даже волосы на голове человека не оставлены Им без попечения (Ев. Матф. 6, 28-30; 10, 29-30; Быт. 39. 21; Дан. 1, 9; Иов. 1, 12). Он проявляет участие в жизни всего живого, то есть во всем Своем творении. Библия утверждает единого Бога. На страницах Священного Писания многократно повторяются слова, что Господь Бог един есть (Втор. 6, 4; 1 Тим. 2, 5) и что "нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8, 4). Но понятие о едином Боге не исключает возможности трех лиц, в которых мы верим. Слово "один" в Священном Писании имеет собирательный смысл. Например: "И будут (муж и жена) одна плоть" (Быт. 2, 24); "Вот, один народ" (Быт. 11, 6); "Да будут едино, как Мы едино... да будут совершены во едино..." (Ев. Иоан. 17, 22-23). Еврейское слово "эхад" означает "един в составном виде", и еврейское слово Бог (Элоим) наиболее часто встречается во множественном числе (Быт. 1, 26; Ис. 6, 8; Быт. 3, 22). Учение о многобожии называется политеизмом, и против него пророки Ветхого Завета произносили свои пламенные, полные красоты речи (Ис. 46). Ветхий Завет содержит повествования о том, как Бог через пророков утверждал в Своем народе веру в единого, святого и премудрого Бога. Свойства Бога Атрибутами Бога, то есть неотъемлемыми Его свойствами являются: всеведение, всемогущество, вездесущность, вечность и неизменяемость, святость, праведность, милость, любовь. Бог имеет совершенное знание. Он знает все о всем. Псалмопевец восклицает: "Он... исчисляет количество звезд: всех их называет именами их" (Пс. 146, 4); "На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых" (Пр. 15, 3); "Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его" (Пр. 5, 21). Мы можем укрыться от человека, но нигде и никогда не можем укрыться от Бога. Все действия человека оцениваются и взвешиваются Богом. "Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали" (Пс. 138, 2). Бог предопределил все события в истории человечества. "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян. Ап. 15, 18). Для Него нет прошлого, настоящего и будущего. Апостол восклицает: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!" Всемогущество Бога не имеет границ: "Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено" (Иов. 42, 2). Другими словами, в мире нет силы, способной противостоять Его могуществу. "Есть ли что трудное для Господа?" (Быт. 18, 14). И естественные и сверхъестественные силы находятся во власти Бога. Сказал Бог,- и стало так (Быт. 1, 1-3). Сила в Его слове. "Он речет,- и восстает бурный ветер. Он превращает бурю в тишину" (Пс. 106; 25, 29). Все на земле, в море и на небесах повинуется Ему. "Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его и вселенная и все живущие в ней" (Наум. 1, 5). "По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его" (Дан. 4, 32). Даже сатана находится под контролем Бога (Иов. 1, 12). Из Священного Писания мы знаем, что придет время, когда сатана будет навечно скован (Откр. 20, 2). Но и сейчас Бог спасает взывающих к Нему от власти сатаны. Вездесущность тесно связана с Его всеведением и всемогуществом. Бог наполняет все: Он везде. Господь многократно говорит со страниц Писания о Своей вездесущности. "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь" (Иер. 23, 24). Он всюду окружает нас. "Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты" (Пс. 138, 7-8). Бог вечен. Время может быть прошедшим, настоящим, будущим. Вечность не имеет ни начала, ни конца. Вечность Бога означает, что для Него все в настоящем времени. Бог абсолютно неизменяем. Он остается Тот же во все времена. "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3, 6). Господь безначален и бесконечен. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель" (Откр. 1, 8). Бог является абсолютно святым и чистым. "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный вечно Живущий,- Святый имя Его" (Ис. 57, 15). Святость Бога помогает нам увидеть в истинном свете грех и необходимость заместительной жертвы Христа. Святой Бог требует от человека святости. "Итак будьте святы, потому что Я свят" (Лев. 11, 45). "Мерзость пред Господом - путь нечестивого... Мерзость пред Господом- помышления злых" (Пр. 15; 9, 26). Бог ненавидит грех, ибо последний разрушает союз Бога и человека. "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас" (Ис. 59, 1-2). Бог и грешник находятся на разных полюсах морального мира. Грех разделяет их, как пропасть. В этом сокрыта тайна заместительной жертвы Христа (Пр. 15, 9). "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Голгофский крест показывает, как сильно Бог любит святость. Этот крест воздвигнут во имя святости Бога. Христос умер, чтобы даровать нам святость, которую любит Бог. Но любим ли мы святость так, чтобы терпеть ради нее? Каковы практические выводы из учения о святости Бога? Мы должны приходить к Богу "с благоговением и страхом" (Евр. 12, 28). История ветхозаветного народа имеет много примеров наказания за нарушение этого правила. "Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его",- говорит Екклесиаст (Еккл. 5, 1-3). Имея правильное учение о святости Бога, мы будем иметь правильное представление о грехе. Исайя, святой человек, пришел в ужас от беззаконий своих перед святостью Бога (Ис. 6, 2-7). А как мы исповедуем свои грехи? Спокойно, без страха и трепета? Если грех не вызывает в душе ужаса, то это значит, что мы не видим святости Бога. Зная святость Бога, мы можем приблизиться к Нему только благодаря заслугам Христа, на основании праведности, дарованной нам Христом. Праведность также является неотъемлемым свойством Бога. В праведности Бога явлена Его любовь к святости и правде. "Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш" (Пс. 114, 5). Ездра восклицает: "Господи, Боже... Праведен Ты!" (9, 15); "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих" (Пс. 144, 17); "Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою" (Иер. 12, 1). От Бога исходит только полезное, справедливое и правое. Псалмопевец говорит: "Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его... Ибо Господь праведен,- любит правду; лицо Его видит праведника" (Пс. 10, 5-7). Бог управляет с небес и всегда творит правду. Он видит тех, кто поступает праведно и кто - неправедно. Его святости и праведности несвойственно смотреть на грех. Есть страшное слово - проклятие Божие. Это страшное наказание - вечное разделение с Богом. Как послушны должны быть люди призыву Бога, ибо страшно грешнику впасть руки Бога живого. Ни один грешник не сможет сказать в день Суд; что он незаслуженно наказан. "Я согрешил, Господь праведен, а я народ мой виновны" - так сказал фараон Моисею, признавая справеливость Божьего наказания за свой грех и ожесточение (Исх. 9, 27). "Но если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан 1,9). Милосердие и сострадание Бога означают, что Он любит послушны и непослушных сынов человеческих. "Ибо он повелевает солнцу Своем восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных" (Ев. Матф. 5, 45). Милосердие Бога понуждает Его искать добра виновному пере, Ним человеку. "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, кс торою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотвори, со Христом" (Ефес. 2, 4-5; Римл. 5, 8). Бог возлюбил мир. Он полон милосердия и сострадания. Детям Своим Он дарует потоки благословений. "Тот, Который сына Своего н пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и все го?" (Римл. 8, 32). Вместо заслуженного наказания и смерти Бог дарует нам жизнь здоровье и все необходимое для жизни и благочестия. "Господь, Бог твой, есть Бог милосердный; Он не оставит тебя..." (Втор. 4, 31). Да вид твердо знал, что Господь не оставит его в тяжелое время (Пс. 8Е 15-17). Наиболее ярко Божие милосердие и сострадание выражен" в притче о блудном сыне (Ев. Лук. 15, 11-32). Любящий Отец ожидает возвращения Своих блудных сыновей. Божье милосердие есть город убежища для раскаявшегося, но ни ] коем случае не убежище для самонадеянных (Пр. 28, 13; Пс. 50) Искренне раскаявшиеся получают прощение. Но нельзя самонадеянно уповать на милосердие Бога. Оно открыто для тех, кто исповедует и оставляет грех. Это единственный путь получения прощения. "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, не чтобы все пришли к покаянию" (2 Петр. 3, 9). "Но по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый" (Неем. 9, 31). Милосердие Божие долготерпит грешников. Господь ждет их покаяния. Если бы Он поступил с ними по делам их, то они давно погибли бы. Божье милосердие выше нашего понимания. Его сострадание не имеет предела Однако, взирая на долготерпение Божие и Его милосердие, мы не должны забывать, что "Бог наш есть огонь поядающий" и что страшно нераскаявшемуся грешнику "впасть в руки Бога живого". "Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены" (Пс. 6, 3). Псалмопевец просит Господа восстановить здоровье и в стихе 10 сообщает: "Услышал Господь молитву мою". Милосердие и сострадание Бога - гарантия вечной безопасности уповающих на Него. Высшим и самым дорогим свойством Господа является любовь. "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4, 16). Любовь есть сущность Бога. Нам невозможно определить или описать любовь Бога. Апостол Иоанн пишет: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (1 Иоан. 3, 16). Любовь Божия лучше всего проявилась в великом Голгофском подвиге. Бог любит всех людей, независимо от их различий. Ибо "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Римл. 5, 8). Как отрадно знать, что любовь Бога шире, чем ее может представить человек. Бог желает спасения всех людей (1 Тим. 2, 4). "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан. 4, 10). Крест Голгофы есть наивысшее выражение любви Бога к грешному человеку. Бог берет все греховное из жизни человека и дарует ему прощение грехов, новую жизнь (Ис. 38, 17). "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Ефес. 2, 4-5). Те, кто целиком и полностью отдал себя в водительство Божие, пользуются особой милостью и любовью Господней. "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя",- говорит Господь (Ис, 49, 15). Счастлив тот, кто знает многомилостивого, святого, праведного и любвеобильного Бога. А. М. Б.
 
Другие материалы