Притча о брачном пире
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
О гневе PDF E-mail
О ГНЕВЕ Гнев, исходящий от человека,- это сильное чувство негодования, возмущения и раздражения. Гнев может перерастать в ярость и повлечь за собой ссоры, злобу, ненависть и тому подобное. Священное Писание самым решительным образом осуждает человеческий гнев и ставит его в один ряд с такими грехами как: "идолослужение, волшебство, вражда, распри" (Гал. 5, 20). Однако в практике христианской жизни многих верующих наблюдается легкое отношение к гневу, а некоторые из детей Господних в ряде случаев, полагаясь на свои чувства, пытаются оправдать гнев, называя его справедливым гневом, в то время как апостол Павел ясно и недвусмысленно говорит: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Ефес. 4, 31). Сторонники "справедливого гнева" обычно ссылаются на пример из земной жизни Иисуса Христа, когда Он совершил очищение Иерусалимского храма, но при этом они забывают, что между гневом Господним и нашим нет ничего общего. Гнев Господний - это требование божественной святости, в то время как гнев человека является проявлением его греховной натуры. И чтобы не было двух мнений в отношении гнева, по какому бы то ни было поводу, приведем предельно ясные слова Священного Писания, а именно: "Гнев человека не творит правды Божией" (Ев. Иоан. 1, 20). Поэтому каждый человек должен быть "медлен на гнев" (Иак. 1, 19), ибо "Бог определил нас не на гнев" (1 Фее. 5, 9). Особенно строго осуждает Господь гнев, который возникает в нашем сердце без всякой причины на то: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Ев. Матф. 5, 22). А теперь приведем несколько примеров из Священного Писания и посмотрим, к чему приводит человеческий гнев. Однажды царь иудейский Озия в гордыне своей разгневался на священников Господних за то, что они воспрепятствовали ему совершить служение в Иерусалимском храме, на которое он не был посвящен. Он, по всей видимости, жестоко наказал бы сынов Аароновых за их святую смелость, если бы во время напрасного гнева не появилась проказа на лице его (2 Пар. 26, 16-21). Совершив суд над отступником, вошедшим в святилище без посвящения на это, Господь предотвратил осквернение своего храма и не допустил осуществиться угрозам царя Озии в отношении истинных ревнителей Господних. Есть и другие примеры неразумных делателей вроде царя Озии, о которых Господь говорит: "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали" (Иер. 23, 21). Таковые люди в своем корыстном рвении не могут принести пользы делу Господнему, не могут отвратить согрешивших "от злого пути их и от злых дел их", потому что сами находятся во вражде с Богом, идут путем попирания Его заветов (Иер. 23,22). Тяжкий грех в свое время совершил Каин, когда разгневался на брата своего Авеля. При этом у Каина не было основания быть недовольным поступками Авеля, которые были угодны Создателю. Господь предупредил Каина, сказав, что у дверей его сердца грех лежит, но что он должен господствовать над ним (Быт. 4, 7). Однако Каин не внял предупреждению Господнему и позволил своему гневу вылиться в ненависть, которая привела к убийству брата, "принесшего Богу жертву лучшую, нежели Каин" (Евр. 11, 4). Господь наказал Каина: "Проклял от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь Авеля" и сделал его изгнанником и скитальцем на земле. Очень часто и в наше время беспочвенный человеческий гнев перерастает в неприязнь, взаимные упреки, вражду и злобную ненависть. По этому поводу Слово Божие говорит, что "всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а... никакой человекоубийца не имеет жизни вечной" (1 Иоан. 3, 16). Апостол Иуда так свидетельствует о неразумных людях, вкравшихся в среду детей Господних: "Горе им, потому что идут путем Каиновым" (Иуд. 11 -13),- то есть путем гнева, ненависти и братоубийства. "Это - безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки" (Иуд. 11, 13). "Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди" (2 Петр. 2, 21). Другим примером напрасного гнева может служить поступок пророка Валаама, сына Восорова, который "воспылал гневом и стал бить ослицу палкой" за то, что она, увидев ангела Господнего, не пошла в путь, запрещенный Господом (Числ. 22, 27). За свое беззаконие Валаам был отвергнут Богом и наказан смертью (Числ. 31, 8). "Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность" (Иов. 5, 2). Бывают случаи,. когда дети Божий проявляют напрасный гнев в отношении окружающих нас людей за то, что они своими действиями якобы наносят вред делу Евангелия. Такой напрасный гнев проявил апостол Петр, когда обнажил меч в защиту любимого Учителя и в результате отсек правое ухо Малху, рабу первосвященническому, который вместе с другими иудеями и отрядом римских воинов пришел в Гефсиманский сад, чтобы взять Христа. Господь осудил Петра за этот гневный поступок и повелел вложить меч в ножны, говоря: "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец" (Ев. Иоан. 18, 11). "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов" (Ев. Матф. 26, 53)? Чисто человеческое возмущение Петра и использование им оружия против пришедших взять Христа было напрасным, поскольку события в Гефсиманском саду развивались по плану Всевышнего, предначертанному "прежде создания мира" (1 Петр. 1, 20). Нам всегда следует помнить, что при любом общении с людьми "кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость" (Пр. 15, 1). Этого поучения никогда не следует забывать. И чтобы в ревности о Боге и в борьбе за чистоту церкви не допускать греха, мы должны просить у Господа мудрости, "потому что гнев гнездится в сердце глупых" (Еккл. 7, 9). Необходимо повседневно освящаться, чтобы солнце не заходило во гневе нашем (Ефес. 4, 26). Более того, мы обязаны избегать тех, кто подвержен человеческому гневу. Слово Божие повелевает: "Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу свою" (Пр. 22, 24-25). Даже когда нас несправедливо обидят, оскорбят, унизят, то и тогда мы, как верующие люди, должны быть выше личных обид и огорчений, не должны гневаться и тем более не должны мстить за себя, но предоставить все "гневу Божьему" (Римл. 12, 19). "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Римл. 12, 21). И. Т. Михайлов
 
Другие материалы